МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Ивановская СОШ»
____________ Е.В Паскарь
«___» _____________ 2020г.
приказ № ___ от «__»______ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Президентские спортивные игры»
«Президентские состязания»
спортивно – оздоровительного направления
(Настольный теннис)
для учащихся 10 класса
Возраст обучающихся: 16-17 лет.
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
учитель физической культуры
Кизилов В.А.
с. Ивановское
2020 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания», спортивного направления разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся и использование программы развития спортивно- оздоровительных способностей учащихся Г. А. Колодницкого, учебного плана МБОУ «Ивановская СОШ». Программа состоит из взаимосвязанных частей: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Лях - М.: Просвещение, 2018г., положения и методических рекомендаций по проведению школьных, муниципальных и региональных соревнований (игр) школьников «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания» в течении 2020/21 учебного года.
Основания для разработки методических рекомендаций.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 Поручения Президента Российской Федерации от 09.11.2016 года № Пр-2179 в целях дальнейшего развития Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры».
В соответствии с государственной политикой, реализуемой в сфере образования, в настоящее время перед системой образования Российской Федерации стоят задачи обеспечения увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75% , а также активизации работы по созданию школьных спортивных клубов и реализации поэтапного графика значительного увеличения числа школьников, участвующих в физкультурных и спортивных соревнованиях на школьном и муниципальном этапах. В программе предусматривается совершенствование теоретических и практических знаний, умений по отдельным видам спорта, входящих в соревнования по «Президентским спортивным играм» и «Президентским состязаниям». Тем самым идет подготовка команд для участия в школьных и муниципальных соревнованиях.
В 10 классе больше часов отводиться на настольный теннис, входящего в программу соревнований «Президентские спортивные игры».
Цель курса:
формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие физических качеств, овладение техническими и тактическими навыками игры в баскетбол, настольный теннис, шашки и шахматы, тег-регби, легкая атлетика, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Задачи курса:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
- становление гражданской и патриотической позиции подрастающего поколения, формирование позитивных жизненных установок;
- развитие соревновательной деятельности обучающихся по различным видам спорта;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа курса включает в себя теоретическую и практическую часть по отдельным видам спорта: баскетбол 3x3 (стритбол), лёгкая атлетика (многоборье), настольный теннис, шашки и шахматы. Программа данного курса представляет систему спортивно-оздоровительных занятий для учащихся 12-17лет и реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Теоретические занятия составляют 20 %, практические 80%. Программа курса предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на один год обучения и предлагает последовательный переход от результатов первого уровня к результатам второго уровня и имеет возрастную привязку. В курсе используются физические упражнения разной сложности, поэтому дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются индивидуальные упражнения). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес к занятиям физической культуре и спорту. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Ивановская СОШ» на курс «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания» спортивно – оздоровительного направления, отводится 1 час в неделю, соответственно программа рассчитана на 35 часов в год, продолжительность занятия 45 минут.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое физическое здоровье. Занятия улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Результатом занятий являются результаты второго уровня:
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
культура, здоровья), ценностного отношения к со¬циальной реальности в целом.
Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом
эмоционального переживания. Этому способствуют следующие формы проведения занятий: обсуждения в группах, подвижные игры, самостоятельная
организация и проведения занятий, соревнования. Знание и умение их использовать становятся высшей ценностью участие учеников в школьных и
городских соревнованиях по физической культуре, дистанционных конкурсах о ЗОЖ.
Личностных результатов:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, россий¬ский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; уважительно относиться к культуре дру¬гих народов;
- освоить мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий;
- проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоцио¬нально-нравственную отзывчивость, понимание и сопережива¬ние чувствам других
людей;
- сотрудничать со сверстниками и взрос¬лыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
- понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в
играх;
- начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного
курса;
- планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определять общую цель и путей её достижения;
- распределять функции и роли в совмест¬ной деятельности и осуществлять взаимный контроль;
- конструктивно разрешать конфликты посред¬ством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
Предметные результаты
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
- использовать подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
- организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздо-ровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить
ошибки и способы их устранения;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам поведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
По окончании обучения учащиеся должны:
Знать:
- правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой, спортивными играми;
- влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма;
- понятие физическая нагрузка, способы самоконтроля;
- приемы закаливания во все времена года;
- упрощенные правила игры баскетбол, тег-регби, бадбинтон;
- основы выполнения гимнастических упражнений;
- упражнения для развития физических качеств;
- цель и задачи общей и специальной физической подготовки, содержание и формы организации;
- легкоатлетические упражнения, основы техники их выполнения.
Уметь:
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень
индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного
эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и
несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий физической культурой.
- правила безопасного поведения на физкультурных занятиях.
Влияние физкультурных и спортивных занятий на состояние здоровья. Упражнения для развития группы мышц у мальчиков и формирование фигуры у девочек. Упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Вид программного материала | Кол-во часов | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
теория | практика | всего | аудиторные | внеау диторные |
||
1. | Техника безопасности на занятиях в спортивном зале, на спортивной площадке. Обзор программного материала. | 1 | 1.0 | 1.0 | ||
2. | Основы техники видов легкой атлетики. Выполнение нормативов. | 0.5 | 3.0 | 3.5 | 3.5 | |
3. | Играем в шахматы и шашки | 1.0 | 3.0 | 4.0 | 4.0 | |
4. | ОФП (общефизическая подготовка), выполнение силовых нормативов. | 3.0 | 3.0 | 3.0 | ||
5. | Настольный теннис. Правила игры, техника и тактические действия. | 0.5 | 12.0 | 12.5 | 12.5 | |
6. | Баскетбол 3х3 (стритбол), правила игры, техника и тактические действия. | 0.5 | 3.0 | 3.5 | 3.5 | |
7. | Сильная и быстрая игра «Тег-регби» | 1,0 | 3.0 | 4.0 | 4.0 | |
8. | Бадминтон | 0.5 | 3.0 | 3.5 | 3.5 | |
9. | Всего: | 5.0 | 30.0 | 35.0 | 1 | 34.0 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Неделя | Вид программного материала | Кол-во часов | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
План | Факт | Теория | Практика | Всего | |||
1. | Техника безопасности на занятиях в спортивном зале, на спортивной площадке. Обзор программного материала. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
2. | Основы техники видов легкой атлетики. Прыжки в длину с разбега. Бег с ускорением от 30 до 40м. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
3. | Техника бега на короткие дистанции. Прыжки в длину с места. Эстафеты, старты из различных исходных положений. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
4. | Выполнение нормативов. Бег на результат 60 м. Прыжки в длину с разбега. Метание мяча на дальность. Челночный бег. ОФП. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
5. | Шахматная доска. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
6. | Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
7. | Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Закрепление изученного в соревновательной практике. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
8. | Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Прыжки со скакалкой. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
9. | Упражнения на развитие быстроты. Специальные дыхательные упражнения. Прыжки на одной, двух ногах, выпрыгивания, многоскоки. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
10. | Выполнение силовых нормативов. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
11. | Знакомство с содержанием игры стритбол. Объяснение правил игры. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
12. | Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
13. | Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Броски с места. Соревнования между командами в классе. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
14. | Настольный теннис. Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса. Правила соревнований по настольному теннису. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
15. | Стойка игрока. Набивание мяча о ракетку. Удары по мячу. Прямая подача. Игра в защите. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
16. | Удары по мячу. Подача «маятник». Игра в защите. Прямая подача справа, слева. Удар по свече. Игра ударами накат. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
17. | Удары по мячу. Прямая подача. Прямая подача справа, слева. Удар по свече. Игра ударами накат | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
18. | Прямая подача справа, слева. Игра ударами накат с одного угла в два. Игра в нападении. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
19. | Прямая подача справа, слева. Игра ударами накат с одного угла в два. Игра в нападении. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
20. | Подача мяча. Удар подрезкой. Игра в нападении. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
21. | Подача мяча. Удар подрезкой. Игра в нападении. Игра ударами срезка. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
22. | Отработка навыков в игре «один на один» . | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
23. | Отработка навыков в игре «один на один» . | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
24. | Отработка навыков в игре в парах «2х2» | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
25. | Отработка навыков в игре в парах «2х2» | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
26. | Отработка навыков в игре в парах «2х2» | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
27. | Игра по диагонали. Удар подрезкой. Игра ударами срезка. Игра в нападении. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
28. | Игра по диагонали. Удар подрезкой. Игра ударами срезка. Игра в нападении. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
29. | Удар подрезкой снизу. Игра в защите. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
30. | Знакомство с бадминтоном, история возникновения и развития. Основные стойки и перемещения в них. Хватка бадминтонной ракетки, волана. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
31. | Основы техники игры. Подача. Виды подачи. Подача открытой и закрытой стороной ракетки. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
32. | Правила одиночной и парной игры Сочетание технических приёмов в учебной игре. Организация соревнований по бадминтону. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
33. | Правила регби. Техника безопасности. Определение уровня скоростно-силовой подготовки. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
34. | Расположение игроков по амплуа. Виды передвижений. Развитие скоростно-силовых качеств. Совершенствовать виды передвижений. | 0.2 | 0.8 | 1.0 | |||
35. | Совершенствовать группового тактического взаимодействия в нападении и защите. Эстафеты с регбийными мячами. Развитие силы. | 0.2 | 0.8 | 1.0 |
Материально-техническое обеспечение:
- библиотечный фонд (книги и печатная продукция);
- демонстрационные печатные пособия (схемы, плакаты, таблицы);
- экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи);
- средства доврачебной помощи (аптечка);
- учебно-практическое оборудование (сетка волейбольная, мячи баскетбольные, мячи набивные, скакалки, мячи и ракетки для настольного тенниса,
скамейка (гимнастическая);
Согласовано:
Зам. Директора по ВР ___________________ / Зверев А.П. /
«____»________________ 2020г.