Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ивановская средняя общеобразовательная школа" городского округа Ступино
Московской области
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Ивановская СОШ»
____________/Е.В.Паскарь/
«28» августа 2020 г.
Рабочая программа
по
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
в 7 классе
(базовый уровень)
на 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
учитель физической культуры
Кизилов В. А.
с. Ивановское
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой МБОУ «Ивановская СОШ» и на основе комплексной программы физического воспитания учащихся, учебно-методического комплекта: «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. 2011 г.
Содержание программы
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по предметному курсу, и с учётом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. На уроках в 7 классе выделяют 105 часов (3 часа в неделю), базовый компонент составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся и местных особенностей работы школы. Учебный план МБОУ «Ивановская СОШ» рассчитан на 35 учебных недель. Программа состоит из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.
Планируемые результаты:
В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию 7 класса по разделу «Основы знаний» должны
Обучающийся научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные формы ее
организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и
физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими
сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи,
рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от
времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку
с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе
самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами;
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой
и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
гибкости и координации движений);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику в процессе прохождения тренировочных дистанций;
• выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять
смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья;
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими
упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической
подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Знать:
• правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и лыжной подготовкой;
• влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма;
• понятие физическая нагрузка, способы самоконтроля;
• приемы закаливания во все времена года;
• упрощенные правила игры баскетбол, волейбол;
• основы выполнения гимнастических упражнений;
• упражнения для развития физических качеств;
• значение гимнастических упражнений для сохранения ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ;
• цель и задачи общей и специальной физической подготовки, содержание и формы организации.
• требования к одежде и обуви занимающегося лыжами;
• историю возникновения игры волейбол;
• легкоатлетические упражнения, основы техники их выполнения.
Уметь:
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ;
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной
работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и
совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и
несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
• Проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
• планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
• излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и
военной деятельностью;
• представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических
качеств;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
• подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
• выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Вид программного материала | Кол-во часов | Первый триместр | Второй триместр | Третий триместр |
---|---|---|---|---|---|
1. | Основы знаний | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока | |
2. | Легкая атлетика | 35 | 18 | 17 | |
3. | Спортивные игры | 30 | 14 | 16 | |
4. | Гимнастика с элементами акробатики | 24 | 24 | ||
5. | Лыжная подготовка | 16 | 4 | 12 | |
6. | Всего часов: | 105 | 36 | 36 | 33 |
Требования к двигательным умениям и навыкам.
Раздел 1, 6. Легкая атлетика:
бег с переменной скоростью до 2000 м: прыжки в длину с разбега способом "согнув ноги" – движение рук и ног в полете;
прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание" – переход планки и уход от планки; метание малого мяча на дальность с разбега, в цель;
преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий.
Раздел 2. Гимнастика:
кувырок назад в упор стоя ноги врозь, опорный прыжок через козла в длину ноги врозь, подъем переворотом в упор толчком двумя ногами, передвижение в висе на руках (мальчики) – размахивание изгибами, поднимание согнутых ног в висе, различные виды ходьбы по бревну, прыжки; на одной ноге, расхождение при встрече, комплекс упражнений стретчинга (девочки).
Раздел 3, 5. Элементы спортивных игр:
баскетбол (ведение мяча с изменением направления и скорости, передача мяча от плеча, броски мяча в движении после двух шагов, игра в
мини-баскетбол);
волейбол (передача мяча сверху через сетку, прием мяча снизу после перемещения вперед, нижняя прямая передача через сетку).
Раздел 4. Лыжная подготовка:
одновременный одношажный ход; подъем в гору скользящим шагом; преодоление бугров и впадин при спуске с горы;
поворот на месте махом;
прохождение дистанции до 3,5 км; игры: "Гонка с преследованием", "Гонка с выбыванием" и др.
Развитие двигательных качеств: скоростно-силовых, ловкости, быстроты движений, гибкости, силы, общей выносливости.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Дата |
Дата |
---|---|---|---|
1. | Техника безопасности на уроках л/атлетики. Развитие выносливости. Подвижные игры с элементами л/атл. | 2. | Медленный бег. Эстафеты с элементами л/атлетики. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). |
3. | Бег с низкого старта. Метание мяча. | ||
4. | Бег с низкого старта. Бег с ускорением 30 м. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки) | ||
5. | Бег с ускорением 60 м. Прыжки в длину с разбега. | ||
6. | Метание мяча. Развитие сил. к-в. | ||
7. | Развитие выносливости. Подвижные игры с элементами л/атл. | 8. | Прыжки в длину с разбега. Эстафеты. |
9. | Метание мяча. Развитие выносливости. | ||
10. | Бег с низкого старта. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). | ||
11. | Бег с ускорением 60 м. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). | ||
12. | Метание мяча. Подвижные игры с элементами л/атл. | ||
13. | Развитие выносливости. Развитие сил. к-в (подтяг-ние, пресс). | 14. | Прыжки в длину с разбега. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). |
15. | Метание мяча. Развитие выносливости. | ||
16. | Бег с ускорением 60 м. Прыжки в длину с разбега. | ||
17. | Бег с ускорением 60 м. Эстафеты | ||
18. | Подвижные игры с элементами л/атл. Развитие сил. к-в (подтяг-ние, пресс). | ||
19. | ТБ на уроках по волейболу. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Передача мяча сверху двумя руками | ||
20. | Передача мяча сверху двумя руками . Передачи мяча над собой. Двухсторонняя игра. | ||
21. | Передачи мяча над собой. Передача мяча у сетки и через сетку. Двухсторонняя игра. | ||
22. | Передача мяча сверху двумя руками. Передачи мяча над собой. | ||
23. | Нижняя прямая подача мяча через сетку. Прием подачи. Передача мяча двумя руками снизу. | ||
24. | Нижняя прямая подача мяча через сетку. Прием подачи. Двухсторонняя игра. | ||
25. | Передача мяча двумя руками снизу. Прием подачи. Двухсторонняя игра. | ||
26. | Нижняя прямая подача мяча через сетку. Прием подачи . Двухсторонняя игра. | ||
27. | Прямой нападающий удар. Двухсторонняя игра. | ||
28. | Нижняя прямая подача мяча через сетку. Прием подачи. Передача мяча двумя руками снизу. | ||
29. | Верхняя прямая подача. Прием подачи. Учебная игра | ||
30. | Передача мяча сверху стоя спиной к цели. Верхняя прямая подача. Прием подачи. Двухсторонняя игра. | ||
31. | Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. | 32. | Передача мяча сверху стоя спиной к цели. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. |
33. | ТБ на уроках по гимнастике. Акробатика. ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). | ||
34. | Опорный прыжок через козла. Упражнения на перекладине. | ||
35. | Упражнения на брусьях. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
36. | Акробатика. Упражнения на перекладине(комбинация. | ||
37. | Акробатика. Упражнения на перекладине. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
38. | Акробатика. Упражнения на перекладине. | ||
39. | Лазание по канату. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
40. | Акробатическая комбинация. Упражнения на перекладине. | ||
41. | Акробатика. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
42. | Лазание по канату. Упражнения на брусьях. Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). | ||
43. | Опорный прыжок через козла (ноги врозь). Лазание по канату. Упражнения на брусьях. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
44. | Опорный прыжок через козла(ноги врозь). Упражнения на брусьях. Упражнения на перекладине (подъем переворотом). | ||
45. | Акробатика. Упражнения на перекладине. Лазание по канату. | ||
46. | Упражнения на перекладине (М), гимнастическом бревне (Д). ОФП (общая физическая подготовка). | ||
47. | Акробатика. Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). | ||
48. | Лазание по канату. Упражнения на перекладине. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
49. | Упражнения на брусьях. Упражнения на перекладине (подъем переворотом). ОФП (общая физическая подготовка). | ||
50. | Лазание по канату. Упражнения на перекладине. Опорный прыжок. | ||
51. | Упражнения на брусьях. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
52. | Акробатика. Лазание по канату. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
53. | Упражнения на перекладине (М), гимнастическом бревне (Д). ОФП (общая физическая подготовка). | ||
54. | Лазание по канату. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
55. | Упражнения на брусьях. Упражнения на перекладине (подъем переворотом). ОФП (общая физическая подготовка). | ||
56. | Акробатика. Лазание по канату. ОФП (общая физическая подготовка). | ||
57. | ТБ на уроках по лыжной подготовке. .Попеременны 2-х шажный ход. Бег по дистанции до 3 км. | ||
58. | Спуски с горы. | ||
59. | Подъем в гору различным способом. Бег по дистанции до 3 км. | ||
60. | Повороты на месте и в движении. | ||
61. | Попеременный 2-х шажный ход. Бег по дистанции до 3 км. | ||
62. | Повороты на месте и в движении. | ||
63. | Бег по дистанции до 3 км. | ||
64. | Переход с попеременного на одновременный ход. | ||
65. | Бег по дистанции до 3-4 км. | ||
66. | Эстафеты с элементами баскетбола. Учебная игра. | ||
67. | Штрафные броски. Эстафеты с элементами баскетбола. | ||
68. | Штрафные броски. Учебная 2-х сторонняя игра. | ||
69. | Передача и ловля мяча. Учебная 2-х сторонняя игра. | ||
70. | Переход с попеременного на одновременный ход. | ||
71. | Бег по дистанции до 3 км. | ||
72. | Повороты на месте и в движении. | ||
73. | Попеременный 2-х шажный ход. Бег по дистанции до 3 км. | ||
74. | ТБ на уроках по баскетболу. Стойка, перемещение, остановка, повороты. Ведение мяча в различной стойке. | ||
75. | Ведение мяча в различной стойке. Броски с различных дистанций. | ||
76. | Ведение мяча. Стойка, перемещение, повороты, остановка. Учебная игра. | ||
77. | Штрафные броски. Учебная игра. | ||
78. | Броски с различных дистанций. Учебная 2-х сторонняя игра. | ||
79. | Передача и ловля мяча. Эстафеты с элементами баскетбола. | ||
80. | Ведение мяча. Стойка, перемещение, повороты, остановка. Учебная 2-х сторонняя игра. | ||
81. | Передача и ловля мяча. 2 шага бросок после ведения. Учебная 2-х сторонняя игра. | ||
82. | Штрафные броски. Учебная 2-х сторонняя игра. | ||
83. | Броски с различных дистанций. Учебная 2-х сторонняя игра. | ||
84. | 2 шага бросок после ведения. Эстафеты с элементами баскетбола. | ||
85. | Ведение мяча. Стойка, перемещение, повороты, остановка. Учебная игра. | ||
86. | Штрафные броски. Учебная игра. | ||
87. | Передача и ловля мяча. Эстафеты с элементами баскетбола. | ||
88. | Ведение мяча. Стойка, перемещение, повороты, остановка. Учебная игра. | ||
89. | ТБ на уроках л/атлетики. Бег с низкого старта. Бег с ускорением 30 м. Развитие сил. к-в (подтяг-ние, пресс). | ||
90. | Метание мяча. Развитие выносливости. | ||
91. | Прыжки в длину с разбега. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). | ||
92. | Бег с ускорением 30 м. Метание мяча. | ||
93. | Метание мяча. Развитие выносливости. | ||
94. | Бег с низкого старта. Метание мяча. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). | ||
95. | Бег с ускорением 60 м. Развитие сил. к-в (подтяг-ние, пресс). | ||
96. | Бег с ускорением 60 м. Метание мяча. | ||
97. | Бег с ускорением 60 м. Прыжки в длину с разбега. | ||
98. | Прыжки в длину с разбега. Развитие сил. к-в (подтяг-ние, пресс). | ||
99. | Развитие выносливости. Подвижные игры с элементами л/атл. | ||
100. | Эстафеты с элементами л/атлетики. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). | ||
101. | Прыжки в длину с разбега. Эстафеты с элементами л/атлетики. | ||
102. | Развитие выносливости. Подвижные игры с элементами л/атл. | ||
103. | Метание мяча. Развитие выносливости. | ||
104. | Бег с низкого старта. Метание мяча. | ||
105. | Эстафеты. ОФП (общая физическая подготовка). |
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла
Протокол № _______ от «____»________________ 2020г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УР _______________________/Е.В. Иванова/
«____»________________ 2020г.